Командная разработка образовательных игр - Творческое программирование для всех
STEAM

Умение работать в команде — важнейший навык 21-го века. И учиться этому можно с детства, играючи, создавая в команде образовательные игры или другие программные продукты. Scratch — замечательный инструмент, язык программирования и платформа, помогающие осуществлять такую деятельность.

  • Кто входит в команду разработчиков образовательного проекта или игры? Как работать в команде? Какие стадии работы необходимо выполнять при разработке программного продукта?
  • Как согласуются и контролируются работы? Как составить техническое задание (ТЗ) или геймдизайн-документ (ГДД, GDD)?
  • Какие инструменты помогают организовать совместную работу над проектом? Как Scratch 3.0 помогает работать в команде?

Об этом — в цикле видео-лекций и уроков на данной странице.

Подробнее о профессиях в сфере разработки игр можно узнать из лекции Кто делает игры? Романа Сердюкова, разработчика игр с большим стажем из компании Total Games.

Далее каждый из упомянутых инструментов Scratch 3.0 рассмотрен более подробно.

Создание и использование ремиксов в Scratch


В видео в качестве примера рассматривается студия STEM, которая создана специально для коллекционирования проектов из разных предметных областей. Каждый желающий может добавить туда свой проект.

Ремиксы — удобный механизм сохранения любого проекта, размещенного на сайте Scratch, с сохранением ссылки на автора исходного проекта. Делая ремиксы, мы учимся друг у друга, делая свои проекты на основе чужих, изучая код, написанный другими программистами, делая проекты всё лучше и лучше.

Дорогие разработчики! Поделитесь своим опытом использования ремиксов в комментариях к этой статье. И так мы ещё больше сможем помочь друг другу.

На основе любого своего проекта можно делать любое количество копий. Для чего нужны копии проекта? Например, для того чтобы поэкспериментировать с разными алгоритмами или изображениями и выбрать лучший вариант. Или чтобы поддерживать разные версии развития проекта. К примеру, текущая версия проекта может быть опубликована на сайте Scratch и доступна всем. А копия этого же проекта — это продукт, с которым можно работать, совершенствовать его и развивать, не мешая другим пользователям пользоваться готовым работоспособным продуктом. По завершении работы можно опубликовать новую версию игры, анимации, обучалки или другой полезной или интересной для всех программы.

Практически с любым программным продуктом (в том числе с игрой, образовательной игрой) именно так и происходит: сначала пользователям предлагается первая версия продукта, потом выпускаются обновления и новые версии, в которых исправляются недостатки предыдущих версий и добавляются «фичи», которые хотят видеть пользователи и игроки.

А вы пользуетесь копиями проектов?

Рюкзак Scratch

Рюкзак Scratch помогает разработчику в режиме онлайн переносить из одного проекта в другой скрипты, спрайты, костюмы, фоны. Это очень удобно использовать в командной работе. Так каждый может в своём проекте реализовать какую-либо его часть, а затем усилия всех разработчиков можно достаточно быстро объединить в один общий проект, перетягивая с помощью рюкзака необходимые компоненты.

Расскажите в комментариях к статье, как часто и с какой целью вы пользуетесь рюкзаком Scratch?

Сохранение и экспорт в Scratch

Если у нас нет возможности работать онлайн, но есть необходимость объединить в одном проекте наработки, созданные в рамках других проектов, на помощь приходят инструменты сохранения и экспорта. В Scratch любую игру, анимацию или другой проект, который есть на сайте, можно сохранить в файл (подробнее о сохранении проекта Scratch в файл, а также о том, как создавать новый проект, открывать из файла существующий, можно узнать из наших уроков для новичков). При работе с оффлайн-редактором мы также сохраняем свою работу в файл. Затем этот файл можно загрузить на сайт.

Но если нам не нужен весь проект, а лишь его часть (которую затем мы хотим использовать в другом проекте), то необходимо использовать экспорт в файл отдельных спрайтов, костюмов, фонов. Спрайт при этом сохраняется со всеми скриптами, костюмами и звуками. Сохранённый таким образом компонент проекта можно затем загрузить из файла в любой другой проект — оффлайн или онлайн.

Дополнительно:

Уроки о том, как работать с редактором костюмов, что такое растровая и векторная графика, здесь.

В видео-уроке рассматривается пример проекта «Живая открытка».
Уроки по созданию такой открытки здесь.

Студии Scratch

Ещё одна замечательная возможность Scratch, способствующая эффективной организации командной работы, это студии. Как работать со своим аккаунтом в Scratch и создавать свои студии, можно посмотреть в части 3 урока 6 «Сообщество Scratch» (о студиях см. с 16:40 минуты). Эти уроки записаны для версии Scratch 2.0, но в Scratch 3.0 всё делается аналогичным образом.

Пример коллективной работы в Scratch 3.0

…подробно рассмотрен нашими коллегами из Вологды. Смотрите видео Павла Горбунова:

Павел, благодарим за отличный урок и интересный проект!

Методика организации коллективной работы в рамках школьного хакатона подробно описана Евгением Патаракиным. Благодарим, Евгений!

Вместе мы сила! 🙂

Пишите о своём опыте командной разработки в Scratch! Давайте делиться опытом и помогать друг другу!

Ольга Елисеева

2 комментария к “Командная разработка образовательных игр

  1. Приятно и здорово работать вместе над развитием детского цифрового научно-технического творчества. Результат от совместной работы достигается значительно быстрее и эффективнее. В другом масштабе, на другом качественном уровне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *