Наши дети удивительные! - Творческое программирование для всех
Проект Make Youself

Впечатления о Первом детском хакатоне по созданию игр в Scratch Make a game!

Наши дети удивительные! Это главное впечатление и главный вывод, сделанный по прошествии Первого детского хакатона Make Youself — make a game! Невероятно творческие, не по возрасту умные, не по возрасту рассудительные, умеющие мыслить глобально, слушать советы и делать выводы, а главное — способные творить, создавать и реализовывать свои собственные проекты.

А теперь по порядку.

Тематика хакатона Make a game! была обозначена довольно широко, но и конкретно: создание образовательных игр или просто игр. Почему игр, думаю, очевидно, но поясню. Дети любят играть, но процесс создания игры значительно более разнообразен, интересен и полезен. И ребята-участники хакатона убедились в этом на собственном опыте. Самое главное прозвучало из уст самих детей во время представления выполненных проектов: «Мы стремились успеть сделать так, чтобы в нашу игру можно было играть». Конечно, в итоге мы в основном получили не завершенные проекты, а лишь прототипы игр, состоящие из нескольких частей, каждую из которых реализовал один или двое из членов команды.

Самый необходимый каждому современному профессионалу опыт получил каждый участник. Это опыт работы в команде. Многие ребята поняли, чем отличается индивидуальная работа от совместного творчества. Приятно (хоть и слегка волнительно) было наблюдать, как ребята спорили и договоривались друг с другом в процессе обсуждения разрабатываемой концепции игры, которую впоследствии реализовала команда. Это был первый этап и первое задание на хакатоне.

Первое задание – разработка концепции игры

Антона Мамаев на Первом детском хакатоне
Антона Мамаев, Melsoft

Перед выполнением задания ведущий геймдизайнеров компании «Мелсофт» Антон Мамаев (создатель популярной игры «Кофейня») выступил с мастер-классом и рассказал о том, что такое концепция игры, целевая аудитория, как успешность игры зависит от эмоций, какие бывают эмоции и как должны меняться в процессе прохождения игры, чтобы она была интересна игроку. Чтобы было понятнее и проще выполнять первое задание, ребятам было предложено сначала каждому отдельно заполнить специальный бланк, описав таким образом идею и концепцию своей игры. После этого каждый участник команды рассказал о своей идее. И затем ребята выбрали общую концепцию. Во многих командах, заметим, ребята решили учесть мнение каждого и в итоге собрать один проект из мини-игр.

На первом чекпоинте представитель каждой команды рассказал всем о придуманной его командой концепции игры. Выступающих внимательно выслушали эксперты-геймдизайнеры Антон Мамаев и Павел Совушкин (соучредитель компании WOWlab). Каждая команда получила фидбек (обратную связь) от экспертов с замечаниями и советами, как сделать игру лучше и интереснее. Надо было видеть, с каким вниманием и интересом все слушали друг друга. Всё по-взрослому, по-настоящему!

Удивительно, но спустя каких-то полтора часа с момента знакомства друг с другом ребята успели сплотиться. Конечно, в самом начале им помогала опытный психолог Анна Агеева из Академии креативных технологий для девочек IT-princess. Но давайте вспомним себя в детстве, уважаемые взрослые. Так ли легко и просто мы умели знакомиться да ещё и создавать команды?

Знакомства в командах
Знакомства в командах
Анна Агеева, IT Princess
Анна Агеева, IT Princess

Заряжающие энерджайзеры!

После проделанной работы необходимо и отдохнуть. Евгения Гущина, соорганизатор хакатона, волонтёр ЕПАМ e-kids, педагог дополнительного образования, провела с ребятами веселую переменку-энерджайзер, во время которой все попрыгали, пробегали и даже размяли мозг решив несколько задач на сортировку.

Реализация…

После разминки и чай-паузы наступил следующий этап хакатона — реализация задуманного. Каждой команде необходимо было суметь разделить компетенции — договориться, кто и что из участников команды будет делать.

В разработке игр немалое место занимает так называемый арт, т.е. всё, что касается внешнего вида персонажей, сцены, интерфейса. Эти задачи решают художники и дизайнеры. Краткую информацию о том, как сделать игру более реалистичной, зная о фазах движения и законах перспективы, а также о том, как это реализовать в Scratch, ребятам представила Ольга Елисеева, доцент БГУ, тренер Образовательного центра Парка высоких технологий, менеджер образовательных программ компании Melsoft. Знаете ли вы, как сделать так, чтобы главный персонаж игры летел, но при этом всё время оставался в центре экрана? Ребята-участники хакатона теперь знают, а некоторым из них удалось это реализовать в своей игре.

хакатон14 хакатон13 хакатон12 хакатон11 хакатон10 хакатон9 хакатон7 хакатон6 хакатон4 хакатон2

И вот незаметно пролетело полдня. Отобедали тёплой пиццей, соком, чаем, размялись в очередном энерджайзере и снова за работу, к реализации творческих идей!

Перед началом третьего заключительного этапа ребята узнали также кое-что новое об игровых механиках. Об этом им поведал Андрей Зайцев, педагог дополнительного образования УО «Гомельский государственный областной Дворец творчества детей и молодежи».

хакатон1Работа закипела ещё активнее и быстрее. Вскоре начали решать вопрос, как соединить части одного проекта в единый проект. А вы знаете, как? Ребята знают! 😉 Каждый старался доделать свой кусок работы, чтобы в игру можно было играть, поэтому не все кусочки успели соединить. Несколько тестовых прогонов — играем в свои игры!

Подготовка к финалу

Под чутким руководством тьюторов готовим речь для представления проекта менторам и спонсорам. Выбираем самого смелого и красноречивого участника команды, который будет делать доклад. Готовим демонстрацию.

Ещё один энерджайзер и перекус вкусными яблоками. Ещё немного подготовиться, … и финал!

Финал, победы, награждения

Небольшая жеребьёвка, и вот уже команды выходят на сцену, показывают фрагменты созданной игры, рассказывают сценарий, а также как они её делали, кто как себя проявил.

Наши дети удивительные!

Конечно, все им помогали: и мы, организаторы хакатона, и приглашенные спикеры, и тьюторы (студенты и магистранты Белорусского государственного педагогического университета). Но было видно, насколько ребята самостоятельные и активные. Порой просто не хотелось вмешиваться, чтобы не помешать процессу. Каждый совет они ловят буквально на лету и сразу продолжают реализацию своей идеи. Это невероятно творческий процесс, описать и объяснить который словами невозможно. Это можно лишь почувствовать, находясь внутри этого процесса. Понятно, почему многие участники хакатона уже ждут новых сессий.

Ребята большие молодцы. Это не просто слова. Все команды справились с задачей, и все присутствующие узнали о том, что у них получилось. Итак, 6 команд, 6 идей, 6 прототипов проектов игр. В порядке жеребьёвки. Во многих командах выступить успели сразу несколько участников, каждый из которых рассказал о своей части работы.

защита8 защита9 защита10 защита11 защита12 защита13 защита14 защита15 защита17 защита18 защита19 защита20

И вот самое приятное и долгожданное — награждение участников и вручение призов! Хотя, самое ценное — это, конечно, тот опыт, который приобрели ребята.

сертификаты2 сертификатыХомич

Сначала каждому ребенку вручили сертификат участника хакатона и блокнот от Ассоциации «Образование для будущего». Их вручил лично директор Ассоциации Александр Хомич.

Затем каждый получил не менее ценный и памятный приз — кружку с логотипом хакатона, который подготовила для них компания ЕПАМ и проект e-kids.

И это не всё. Каждый участник хакатона получил  робо-открытку! Лично из рук их создателя Максима Масальского из компании М-роботс.

призыЕпам призыМасальский

Были ещё специальные призы: сертификаты на обучение IT Princess Academy для девочек (их каждой девочке вручила Валентина Чекан, директор по учебной работе IT Princess Academy) и в студии творческой группы «Нейтральная чёрная» — для мальчиков.

призыДевочкам призыМальчикам

Команды-победители с лучшими проектами в различных номинациях получили дополнительные призы от спонсоров: Ассоциации «Образование для будущего», компании Melsoft, Информационного центра по атомной энергетике (который предоставил также помещение для проведения хакатона).

наградыКомандам6 наградыКомандам7

Но самый главный приз, который унёс с собой каждый участник хакатона и который останется с ними на всю жизнь – это багаж знаний и навыков: опыт работы в команде, умение генерировать творческие идеи, договариваться и отстаивать свою точку зрения, умение доводить задуманное до завершенной стадии и многие другие. Уверены, всё это пригодится ребятам не раз.

Творческих успехов всем и каждому!

Репортаж подготовила Ольга Елисеева.

Репортаж Евгении Гущиной можно прочитать здесь.

Ольга Елисеева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *