Несколько слов о финале республиканского конкурса «Программирование в среде Scratch» - Творческое программирование для всех
События, календарь

23 апреля 2016 г. в гостеприимном городе Орша состоялся финал республиканского конкурса «Программирование в среде Scratch». Организаторами конкурса явились Министерство образования Республики Беларусь, государственное учреждение «Администрация Парка высоких технологий» (ПВТ), отдел образования, спорта и туризма Оршанского райисполкома.

Финалисты, победители конкурса с призами и новыми впечатлениями давно разъехались по домам. Продолжилась обыденная жизнь: работа, школа, уроки… Но после любого события остаётся главное: впечатления, которые хранятся в памяти долгие годы. Мне, одному из членов жюри конкурса, хочется поделиться своими.

С чего все началось?

С чего начать? Наверное, с самого начала. Вряд ли кто-то знает, что началось все почти год назад, когда у заместителя директора СООО Геймстрим Андрея Яранцева родилась идея создать учебный курс по программированию игр для школьников. Казалось бы, идея не новая, но для ее воплощения в жизнь потребовалось найти ответы на целый ряд вопросов. Приведу лишь некоторые из них. Чему конкретно учить? Какой язык и среду программирования использовать? Как сделать так, чтобы детям разного возраста было все понятно и интересно? Кто будет разрабатывать курс? Где проводить занятия? В поисках ответов, благодаря усилиям руководителя проектов ООО Мелсофт Романа Сердюкова и поддержке директора Образовательного центра ПВТ Вадима Зеленкова мы набрали группу «новобранцев» из числа детей сотрудников компаний-разработчиков игр. Вести занятия и разрабатывать курс доверили мне. По счастливой случайности оказалось, что мне давно хотелось заняться чем-то полезным в сфере обучения информационным технологиям молодого поколения, т.к. уроки информатики в школе, что греха таить, для многих из них кажутся не очень увлекательными. В то же время, как ни высокопарно это звучит, в актуальности ИТ не сомневается сегодня никто.

Не буду тратить время уважаемого читателя на рассказы о том, как создавался курс и с каким проблемами пришлось столкнуться. Воспользуюсь лишь еще одной возможностью поблагодарить всех моих первых учеников за старания, искреннее желание учиться и помощь в создании курса. Да-да, мои первые ученики здорово помогли своими вопросами и идеями! Спасибо им огромное!

Итак, к началу сентября 2016 г. был разработан учебный курс «Юный разработчик игр» и соответствующий ему учебно-методический комплекс, который ОЦ ПВТ передал в ряд школ г.Минска (http://news.chatoff.by/minsk/company/7020/). Курс основан на использовании среды визуального программирования Scratch, которая была создана медиалабораторией Массачусетского технологического института (the Media Laboratory at the Massachusetts Institute of Technology — MIT), чтобы сделать программирование простым, понятным и интересным именно для детей. Продукт и среда открыты, бесплатны и доступны на сайте scratch.mit.edu.

Scratch? Кто о нём знает?

Дальше – больше! Система среднего образования требует нормативного закрепления достигнутого. Абсолютно очевидной стала необходимость внедрения такого курса во все школы Республики, чтобы все школьники могли прикоснуться к миру геймдизайна и программирования. Очевидными также явились наши предположения, что программированию в Scratch детей уже могут обучать как в школах, так и в учебных центрах дополнительного образования. На тот момент у нас не было достаточной информации о том, в каком объеме и на каком уровне это происходит. Так и родилась идея проведения республиканского конкурса, генератором которой явился заместитель директора администрации Парка высоких технологий Александр Мартинкевич.

Итак, проведены совещания и необходимые согласования, конкурс объявлен. Организаторы, затаив сердце, ждут работы на конкурс, которых почти до самого окончания срока подачи работ подозрительно мало. Ох уж наш менталитет – все делать в последний день! И вот, к ночи 14 апреля 2016 г. у нас, членов жюри конкурса, образовался огромный объем работы! В итоге на конкурс подано, ни много, ни мало, 295 работ!

К понедельнику, 18 апреля, определено 24 финалиста в 3-х номинациях (http://www.park.by/post-1171/). Самой многочисленной номинацией оказалась «Игра-квест», в которую поступило 137 заявок. Итак, мы получили первые важные подтверждения наших предположений: дети программируют на языке Scratch, большинству интересна индустрия разработки игр. И самое главное – наши дети по-настоящему талантливы!

Собственно, ради чего я все это пишу? Конечно, страна должна знать своих героев! Но это не самое главное. Главное – очень хочется поблагодарить каждого участника конкурса за старания, за участие, за смелость. Даже если вы не вышли в финал, не завоевали призовое место – вы победили! В любом соревновании кто-то занимает первое место. Так принято. Но это ни в коем случае не свидетельствует о том, что все остальные участники не заслуживают внимания и поощрения.

Мне пришлось оценивать работы двух номинаций. Я своими глазами видела все работы участников номинации «Игра-квест». Это было и трудно, и интересно, и приятно одновременно. Самое главное впечатление – это то, что почти все работы выполнены на очень высоком уровне. В процессе просмотра работ я получила массу позитивных эмоций, за что говорю огромное спасибо всем участникам! И самое главное разочарование – то, что выбрать надо было всего 8 финалистов. Хотя, объективная оценка работ показала, что на финал могли претендовать около 30 работ. Нашему жюри, с участием экспертов-профессионалов в области разработки компьютерных игр пришлось изрядно попотеть, чтобы отобрать из такого большого количества работ лишь 8 самых достойных. Отбор проводился по целому ряду объективных критериев, и мы очень надеялись, что не ошиблись.

Финал номинации «Образовательный проект на языке Scratch»

В финале мне довелось познакомиться с работами номинации «Образовательный проект на языке Scratch», чему я очень рада, т.к. вся моя профессиональная карьера связана именно с образованием, и я практически всю жизнь занимаюсь вопросами информатизации этой сферы. Как правильно заметил председатель жюри конкурса, это просто фантастика, когда дети своими работами помогают учителям! И снова было очень жаль, что призовых мест всего 3, т.к. каждый финалист представил свою работу на очень высоком уровне. Молодцы! Именно поэтому не могу не сказать хотя бы по несколько слов о каждом.

Проведенная жеребьевка определила последовательность выступлений.

Первым делал свой доклад Андрей Красицкий, учащийся 8 класса ГУО ”Гимназии №1 г. Новополоцка“. Он представил проект ”Слитное и раздельное написание НЕ с именем существительным“.   Первому выступать сложнее всего. Андрей быстро справился с волнением и ознакомил присутствующих со своей разработкой. Важная заслуга его проекта в том, что все спрайты Андрей рисовал сам. В проекте предусмотрено 3 режима работы, любой из которых легко выбрать, кликнув мышью по одному из сундучков:

Слитное и раздельное написание НЕ с именем существительным

Очень грамотно продуманный интерфейс проекта, понятный и интересны сценарий работы, а главное — аккуратное его воплощение произвели самое приятное впечатление. Спасибо Андрею за отличную работу! Думаю, любому учителю русского языка этот проект может стать полезным помощником. Ведь тема «Слитное и раздельное написание НЕ» — одна из самых трудных в школьном курсе!

Молодец, Андрей!

Вторым рассказал о своем проекте ”Стужка часу“ Александр Христенко, учащийся 8 класса ГУО ”Гимназия г. Барани“. Проект поразил объемом выполненной работы, т.к. и в обучающем разделе, и в игре-тесте предусмотрены еще по 3 режима работы.

Стужка часу

Проект красиво оформлен и озвучен. Правда, голос диктора принадлежит не Александру. Но эта работа демонстрирует нам, что в разработке образовательного проекта может участвовать несколько человек. Скромный Саша не сразу признался, что над проектом он работает почти год, а одна из первых его версий доступна в сети Интернет: https://scratch.mit.edu/projects/61904168/. Так что любой учитель может прямо сегодня использовать его разработку на уроках «Мая радзіма Беларусь». Уверена, что прохождение лабиринтов с вопросами зантересует каждого ученика. Праўда, вельмі шкада, што Аляксандр не зрабіў свій даклад па-беларуску, бо сам праект цалкам беларускамоўны і адпавядае падручніку.

Проект Александра Христенко завоевал второе призовое место! Поздравляем! Спасибо за отличную работу!

С трудом справившись с волнением, третьим докладчиком стала Татьяна Садовская, учащаяся 6 класса ГУО ”Средняя школа №37 г. Гродно“, которая представила проект ”Словарные слова“. Сразу 3 оригинальные идеи, которые помогут выучить написание новых слов, воплощены в этом проекте. Сначала слова надо вводить с клавиатуры, читая их с проплывающего облачка.

Словарные слова

Потом, успешно справившись с первым заданием, можно поупражняться в правильном написании букв «о» и «а» в выученных словах. Здесь уже не надо вводить слова, а необходимо лишь выбрать правильную букву. Наконец, закрепить правильное написание слов, можно отгадав загадки. В результате вам вручат сертификат «Магистр словарных слов», пусть даже и виртуальный, но все равно приятно.

Не могу не отметить, что проект Татьяны может оказаться очень востребованным в сфере обучения русскому языку иностранцев. Сейчас в России очень активно занимаются созданием электронных образовательных ресурсов по русскому языку как иностранному, но точно могу сказать, что таких проектов, как у Татьяны, у них нет.

Спасибо, Таня, за отличный проект!

Четвертый выступающий Герасимович Кристофер Роберт, учащийся 5 класса ГУО ”Гимназии №1 г. Новополоцка“ продемонстрировал  проект ”Берегите воду!“.

Берегите воду!

Четыре раздела проекта знакомят нас с ценнейшим природным ресурсом, который немногие умеют бережно использовать. Так что проект, думаю, полезен всем – и взрослым, и детям. С его помощью можно узнать много интересного о водных ресурсах, отгадать загадки и научиться беречь воду.

Отличная работа! Очень жаль, что ей не хватило какой-то капельки, чтобы завоевать призовое место.

Спасибо, Кристофер Роберт!

Пятый доклад сделал Павел Слепцов, учащийся 8 класса ГУО ”Средняя школа №4 г. Орши“, с проектом по учебному предмету ”Человек и мир“, с помощью которого мы погружаемся в увлекательный мир астрономии.

мир астрономии

С помощью проекта Павла любой может узнать о строении Земли, Солнечной системы, изучить основные созвездия и почитать о таких гостях из Вселенной, как астероиды, метеориты, кометы. Павел занимается программированием в среде Scratch всего несколько месяцев и доказал всем присутствующим, что это достаточно несложно. Главное – усидчивость, творчество и желание создать по-настоящему полезный проект.

Спасибо, Павел!

Думаю, не ошибусь, если скажу, что следующий докладчик, Виктор Якубёнок, учащийся 8 класса ГУО ”Глубокская районная гимназия“, всех приятно удивил. Уровню профессионализма, с которым Виктор представлял свой проект ”Викторина «Что мы знаем о Беларуси»“, могут позавидовать многие взрослые! Начал докладчик с того, что убедил всех присутствующих в том, что он далеко не случайный участник конкурса, т.к. давно занимается программированием в Scratch и шел к заслуженной победе (он занял третье призовое место) в течение нескольких лет, разработав не один отличный проект. Он уже делится своими работами с учителями и выполняет их заказы, учитывая рекомендации по дальнейшему развитию проектов.

Что мы знаем о Беларуси

Как и подобает профессионалу, Виктор подготовил красочный буклет с описанием проекта и диск, на который записал все, что требуется установить на компьютер для его использования.

Спасибо, Виктор! Поздравляем с победой и желаем дальнейших творческих успехов!

На этом приятные сюрпризы в номинации «Образовательный проект на языке Scratch» не закончились!

Седьмой финалист, Егор Анисевич, учащийся 5 класса ГУО ”Гимназия №1 г. Бреста“ с проектом ”Учимся программировать с котёнком Царапкой“, поразил всех не только юным возрастом и приятной улыбкой, но и глубоким пониманием программирования, что доказал и докладом, и проектом, и отвечая на вопросы жюри. Без ответа остался лишь один каверзный вопрос председателя жюри: «Что ты делаешь а 5-м классе?»  Этот вопрос возник неспроста, думаю, у многих присутствовавших, т.к. пятиклассник Егор смог объяснить сложные для многих нынешних студентов понятия «рекурсия» и «фрактал». А придуманный Егором Царапка поможет каждому научиться писать программы в Scratch.

Учимся программировать с котёнком Царапкой

Егор разрешил нам использовать его проект в обучении, и я с благодарностью воспользуюсь такой возможностью.

Егор по праву завоевал первое призовое место! Поздравляем от всей души! Молодец! Так держать!

Больше всего волноваться пришлось последней финалистке Виктории Некрасовой, учащейся 6 класса ГУО ”Средняя школа №37 г. Гродно“, которая представила проект ”Устройства персонального компьютера“.

Устройства персонального компьютера

Три игровых режима работы с проектом помогут каждому школьнику с легкостью запомнить названия и назначение основных устройств компьютера. Как только я увидела этот проект, мне сразу захотелось его использовать в обучении информатике младших школьников.

Молодец, Виктория! Отличная работа!

Несмотря на то, что номинация называется «Образовательный проект на языке Scratch», думаю, все заметили, что в каждом проекте реализованы элементы игры. И это здорово, потому что учиться, играя, намного интереснее и эффективнее!

А учиться и помогать учителям – еще и очень почетно и ответственно. Образовательный проект создать, пожалуй, сложнее, чем игру или мультфильм. Наверное, поэтому заседание нашей номинации продлилось дольше всех остальных.

Спасибо всем!

В заключение хочется поблагодарить также всех учителей, родителей, бабушек и дедушек, которые работали с ребятами, помогали им изучить программирование, вдохновляли на творческие идеи, поддерживали во всем!

И еще несколько слов о впечатлениях о конкурсе и его финале. Не поленюсь повторить, что все участники большие молодцы: и финалисты, и те, кто не попал в финал. Считаю, что в этом конкурсе не может быть победителей и побежденных. Победителем стал каждый, кто честно трудился и старался сделать свою работу лучше всех! Самым главным призом для каждого участника, уверена, станет его профессионализм, стремление к результату и умение достигать цели. Ваши старания окупятся сторицей в дальнейшей учебе и профессиональной карьере, которая обязательно будет успешной, если вы не остановитесь на достигнутом.

С уважением и искренней признательностью, Ольга Елисеева.

Ольга Елисеева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *